+7 (343) 382-19-07, +7 (922) 199-93-20, +7 (912) 686-36-36

Офис: г. Екатеринбург, ул. Белинского 55-305,

Для писем: 620075, г. Екатеринбург, ул. Розы Люксембург 37-300. 

При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан:
остановить (не передвигать с места происшествия) транспортное средство;
включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки;
не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию (осколки фар, бампера и т.п.);
принять возможные меры для оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим, вызвать «Скорую помощь», а в экстренных случаях – организовать доставку пострадавших на попутном транспорте в ближайшее лечебное учреждение;
направиться сообщить о случившемся в милицию, записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников милиции.
В случае если при ДТП никто из участников движения не пострадал, по взаимному согласию и при единой оценке случившегося самостоятельно зафиксировать на плане в присутствии свидетелей положение транспортного средства, следы и предметы, подписать схему и направиться в ближайшее отделение ГИБДД (ГАИ) для оформления протокола происшествия;
Практика показывает, что водителей по типу поведения на месте ДТП можно разделить на четыре группы:
1. Убегающие с места происшествия
Это происходит из-за страха перед ответственностью. Убегающий водитель навлекает на себя более тяжелую ответственность, особенно если он бросает без помощи травмированных людей. И в любом случае это является отягчающим обстоятельством.
2. Пребывающие в состоянии апатии
Как правило, они не участвуют в первичных следственных действиях, не участвуют в осмотре места происшествия, составления протокола, сидят в машине, отказываются от общения, замыкаются в себе;
3. Полностью доверяющие должностным лицам на месте ДТП
Водители, не утратившие после аварии способности адекватно реагировать на ситуацию, однако полностью доверяющие сотрудникам ГАИ или милиции, прибывшим на место аварии. Обычно они стесняются высказать свои замечания, зачастую подписывают чистые листы протоколов, таким образом они рискуют взять на себя не заслуженную ответственность за то, что не совершали. К этой категории относят неопытных водителей, впервые попавших в ДТП.
4. Водители, которые пытаются «приукрасить» материальную обстановку места происшествия в свою пользу
Водители, пытающиеся до приезда ГАИ исказить в свою пользу обстановку места происшествия (передвинуть свою машину, убрать осколки и т.д.). Как правило, в данной ситуации, особенно в условиях стресса это очевидно для других участников ДТП. Ситуация из за этого может перерасти в перепалку или драку и данный водитель только ухудшает свое положение.
Прежде всего нужно постараться успокоиться и ни в коем случае не выяснять отношения с другим участником ДТП. Очень важно не передвигать автомобиль и предметы с места ДТП. Нельзя поддаваться на любые уговоры «отъехать и разобраться по хорошему». Очень часто водитель, ставший участником ДТП, не знает прав, предоставленных ему законом. Он делает все, что от него требуют: пишет объяснение под диктовку инспектора, подписывает протоколы и схемы, не ознакомившись с их содержанием и надеясь на добропорядочность и компетентность инспектора. Когда же материал по ДТП поступает в группу разбора административных правонарушений или отдел дознания, водитель неожиданно для себя обнаруживает, что написанное не в полной мере соответствует действительности – место наезда или столкновения указано на схеме неправильно, в рапорт инспектора внесены дополнения, вдруг появились очевидцы, которые свидетельствуют не в пользу водителя. Адвокат в данной ситуации вряд ли поможет – «дело» уже сделано.
Грамотное поведение водителя на месте ДТП позволяет ему избежать большинства подобных неприятностей. Несмотря на стресс, вызванный аварией, следует относиться ко всем своим действиям очень внимательно и ответственно.
До того, как приедут сотрудники ГИБДД, постарайтесь сами среди собравшихся зевак или остановившихся за вами водителей найти людей, которые записали аварию на видеорегистратор, или видели вживую, а не только ее последствия. В некоторых случаях посулите этим людям компенсировать все их затраты по походам в ГИБДД и суд в качестве свидетелей, запишите их Ф.И.О, телефоны, адреса. Эти сведения сохраните у себя а копию передайте сотрудникам полиции для внесения в протокол.
Если вы считаете, что сотрудники ГИБДД или полиции действуют незаконно или неправомерно, то ваши замечания также внесите в протокол ДТП а затем обжалуйте эти действия в вышестоящем управлении ГИБДД или в суде. Полицейские предлагают написать участникам ДТП собственноручные объяснения. Отнеситесь к этой бумаге наиболее серьезно, думайте над каждой строчкой, каждой формулировкой. Это первоначальное обьяснение как правило самое верное и его затем трудно опровергнуть. Не допускайте неточных цифр, слов, выражений. Не применяйте фразы, допускающие двойное трактование или двойственность понимания ситуации или действия.
Все графы и разделы в первичных документах должны быть заполнены, ни при каких условиях нельзя подписывать чистые бланки документов. Данные о свидетелях ДТП обязательно должны присутствовать в протоколе. Показания свидетелей имеют большое значение для определения виновника ДТП. Свидетелями могут быть любые очевидцы, в том числе близкие родственники участников ДТП.
Полицейский тут же предложит пройти обследование на алкоголь, ни в коем случае не отказывайтесь, но требуйте освидетельствования в медицинском учреждении и выдачи специального «чека» где указано время проверки, ваша фамилия и медик вас тестировавший. Если второй водитель отказывается от освидетельствования, проследите, чтобы полицейские это занесли в протокол. Если ваш обидчик явно пьян, требуйте, чтобы это также занесли в протокол, что у него явные признаки опьянения – запах, нетвердо стоит на ногах, невнятная речь и т.д., причем заручитесь несколькими свидетелями этого, а то в жизни бывает, что на следующий день этот человек принесет справку, что он был совершенно трезв, ведь ее можно купить у знакомого врача.
От подробной и тщательной фиксации всех обстоятельств аварии зависит очень многое. В дальнейшем на основании первоначально составленных документов – протокол осмотра места происшествия, справка о ДПТ, протокол о техническом состоянии транспортных средств, схемы ДПТ, обьяснения участников ДПТ, показания свидетелей и т.д. органы ГИБДД устанавливают связь между действиями водителей и наступившими последствиями. Поэтому, не пытайтесь что-либо изменить в обстановке ДПТ, а наоборот принимайте все меры к наиболее полному фиксированию всех следов. Если у вас на глазах другой участник происшествия пытается скрыть следы, передвигает свою машину, убирает осколки и т.д., попытайтесь вначале мягко образумить его, а если это не получается, обратите на это внимание свидетелей и с помощью подручных предметов обозначить первоначальное расположение убранных вещественных доказательств, или сфотографируйте не телефон первоначальную обстановку до того как её кто либо изменит.

Потребуйте от работников ГИБДД зафиксировать в протоколе осмотра места происшествия буквально все, что по вашему мнению может относиться к делу: место столкновения автомобилей, их взаимное расположение после аварии, разметку дороги и ее видимость, светофоры и дорожные знаки в месте аварии и их исправность и видимость, видимость в месте аварии и освещение, состояние дороги и погода, следы торможения, предметы, лежащие на дороге, техническое состояние автомобилей. Все следы и знаки, предметы должны быть привязаны к местным предметам – линии разметки, обочины, к домам, телеграфным или осветительным столбам и т.п.
Обратите внимание составляющих протокол на техническое состояние автомобиля «обидчика» – известно много случаев, когда один из водителей доказывал свою невиновность из-за того, что на другом автомобиле не были установлены предусмотренные заводом зеркала заднего вида или, например, не работали поворотники, стоп-сигналы, была совершенно лысая резина и т.п
- не спешите признавать свою вину, вполне может оказаться, что вина обоюдна, виноваты дорожные службы или автосервис, в котором вам ремонтировали автомобиль;
- не будьте пассивны и не оставляйте инспектора наедине с виновником; При несогласии с записями инспектора в протоколе или на схеме необходимо изложить в протоколе свои замечания, объясняющие, что конкретно вас не устраивает в трактовке событий инспектором. В своих замечаниях в обязательном порядке нужно отметить следующие факторы:
состояние дорожного покрытия;
наличие и состояние технических средств организации дорожного движения (светофоры, дорожные знаки, линии разметки), место и высоту их расположения;
место столкновения (наезда);
наличие грязи, снега, луж (по возможности с размерами);
наличие следов тормозного пути, а также предметов или фрагментов частей автомобиля, лежащих на месте ДТП;
наличие уклона дороги; наличие дефектов дорожного покрытия, их параметры (высота или глубина, ширина, длина).
Если размеры дефекта дорожного покрытия, ставшего причиной ДТП, превышают указанные, то ответственность за ДТП может быть возложена на дорожную службу.
При необходимости следует настоять на определении видимости на дороге и препятствий на ней, а также на проведении контрольного торможения транспортного средства. Полезно произвести фото-, видеосъемку места ДТП, положения транспортного средства, пострадавших пассажиров или пешеходов.
Однозначная информация о действующем страховом полисе не всегда способствует объективному рассмотрению материалов ДТП. Если, покинув место ДТП, вы будете не удовлетворены своими действиями, можно представить в ГИБДД новое, более подробное объяснение обстоятельств. Этим правом вы обладаете до вынесения постановления по делу.
Вместе со справкой ГИБДД вы получите и координаты обидчика. Обязательно вызовите его телеграммой на экспертизу для оценки стоимости ремонта, которую вы должны организовать, пригласив соответствующих специалистов. Стоимость экспертизы вы можете также взыскать с виновника. Правильно составленная экспертом калькуляция является юридическим документом. Только после ее составления можно думать о начале ремонта автомобиля. Деньги, указанные в калькуляции, вам обязаны полностью вернуть.
Если, все-таки, деньги получить с виновника не удается, ваше право обратиться в суд. С юридическим лицом, виновником ДТП, бороться будет легче. Судебные исполнители могут арестовать банковские счета. Физическому лицу это не грозит. В его отношении, как максимум, могут быть предприняты удержания из зарплаты (до 50 % в месяц) и опись имущества.
Застрахуйте машину. И тогда страховая компания вместо вас сама должна будет решать вопросы, связанные с ведением дознания или следствия. А вы просто получите вовремя деньги или отремонтированный автомобиль.
Если ваша автогражданская ответственность застрахована, предупредите других участников ДТП, чтобы они не производили ремонт своих автомобилей до их осмотра сотрудниками страховой компании.