+7 (343) 382-19-07, +7 (922) 199-93-20, +7 (912) 686-36-36

Офис: г. Екатеринбург, ул. Белинского 55-305,

Для писем: 620075, г. Екатеринбург, ул. Розы Люксембург 37-300. 

Назначение психологической экспертизы

      К компетенции психологической экспертизы (далее — ПЭ) могут быть отнесены любые вопросы психологического содержания, требующие применения специальных психологических познаний, имеющие отношение к делу и имеющие юридическую значимость.

            Предметом психологической экспертизы являются имеющие значение для правосудия и др. фактические данные (или установление фактических данных) о психологических особенностях, характере и закономерностях психической деятельности субъекта, а также условиях отражения им объективной реальности, устанавливаемые путем психологической экспертной оценки и исследования.

Виды психологической экспертизы отличаются специфичностью предмета исследования.
      Выполняются экспертизы следующих видов:

- экспертиза аффекта и иных эмоциональных состояний;  

- экспертиза индивидуально-психологических особенностей;    

- экспертиза способности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими;    

- экспертиза способности правильно воспринимать важные для дела обстоятельства и давать о них правильные показания;    

- экспертиза способности понимать характер и значение сексуального насилия и оказывать сопротивление действиям обвиняемого;    

- экспертиза психического состояния жертвы суицида.  

       Проводятся исследования по новым направлениям ПЭ:

- экспертиза порока воли (по гражданским делам — ст. 177, 178, 179 ГК РФ);    

экспертиза морального вреда;      -

- экспертиза детско-родительских отношений (по делам о месте проживания ребенка, участии в воспитании, целесообразности усыновления и прочим);    

- экспертиза иерархии преступной группы и индивидуально-ролевого статуса ее членов;

- экспертиза соответствия психофизиологических особенностей субъекта требованиям деятельности в объективно сложной ситуации (в т.ч. по делам об авариях на транспорте и производстве);     

- экспертиза психологических мотивов противоправных действий;

- экспертиза достоверности показаний;

- экспертиза психологического воздействия и психического насилия;

- экспертиза социального взаимодействия.

      К новым направлениям комплексных исследований относятся: психолингвистическая экспертиза устной и письменной речи;  психолого-лингвистическая экспертиза текста; психолого-искусствоведческая экспертиза фото- и видеопродукции.

      Основным объектом судебно-психологической экспертизы является психическая деятельность субъекта правовых отношений (подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля, истца, ответчика, пр.), т.е. психическая деятельность лица в юридически значимых ситуациях.
      К объектам исследования судебно-психологической экспертизы относятся материализованные источники информации о фактах и событиях, являющихся отражением психической деятельности человека. Такими источниками могут служить:

- вещественные доказательства;

- документы как особый вид доказательств;

- протоколы допросов и следственных действий;

- заключения судебных экспертиз;

- справки, медицинские карты, характеристики, трудовые книжки, послужные списки и т.п.;

- продукты психической деятельности (авторские произведения, устная и письменная речь, дневники, письма, рисунки, пр.) и т.д.

- фото и видеодокументы.

      Специфику исследования в отношении живых лиц составляет то, что подлежащий экспертизе субъект сам является носителем информации. Особенности его психической деятельности устанавливаются на основании экспертного исследования методами психологии.

      Общество проводит научные исследования по теоретическим и методологическим проблемам судебно-психологической экспертизы, проводит адаптацию методов экспертного исследования.

 Описание проводимых  психологических экспертиз Экспертиза аффекта и иных эмоциональных состояний      

 

Объекты исследования

Человек (как носитель психического), имеющий определенный процессуальный статус (подозреваемый, обвиняемый, подсудимый).

Материалы дела (как совокупность материализованных источников информации о фактах и событиях, являющихся отражением психической деятельности в юридически значимой ситуации, а также об обстоятельствах, характеризующих личность): все показания и свидетельства фигурантов дела, заключения все проведенных по делу экспертиз (всех видов), сведения об использованном орудии, протокол осмотра места происшествия, протокол освидетельствования на предмет алкогольного опьянения, биографические и иные сведения о подэкспертном, справки, характеристики, меддокументация о перенесенных заболеваниях.

Типовые задачи (вопросы)

Находился ли обвиняемый (подсудимый) в момент совершения инкриминируемого деяния в состоянии аффекта?

Находился ли обвиняемый (подсудимый) в момент совершения инкриминируемого деяния в каком-либо эмоциональном состоянии, которое могло существенно повлиять на его сознание и психическую деятельность?

Являлась ли исследуемая ситуация или действия такого-то (уточнить) психотравмирующей (аффектогенной, стрессогенной, пр.) для обвиняемого (подсудимого)?

Какое влияние оказало состояние простого алкогольного опьянения на психическую деятельность обвиняемого (подсудимого) в интересующий следствие (суд) период?

Мог ли обвиняемый, с учетом его эмоционального состояния, в период совершения инкриминируемого ему деяния адекватно соотносить свои действия с объективными требованиями ситуации?

 Экспертиза индивидуально-психологических особенностей      

 

Объекты исследования

Человек (как носитель психического), имеющий определенный процессуальный статус (подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, потерпевший).

Материалы дела, содержащие общие психологические сведения о подэкспертном (лице, направленном на экспертизу): данные об условиях развития, воспитания; обстоятельства, характеризующие его личность, ее направленность, жизненные цели, систему отношений; сведения о эмоциональных состояниях и особенностях реагирования, проявившихся в определенный период.

Типовые задачи (вопросы)

Какие индивидуально-психологические особенности обвиняемого (подсудимого) могли повлиять на его поведение в интересующий следствие (суд) период?

Свойственна ли обвиняемому повышенная враждебность (агрессивность, возбудимость, внушаемость, подчиняемость и пр. — указать интересующее свойство)?

Имеются ли у обвиняемого какие-либо индивидуально-психологические особенности, которые бы указывали на закономерность или случайность его поведения в юридически значимой ситуации?

Могла ли исследуемая ситуация и сложившиеся жизненные обстоятельства (указать, какие) повлиять на актуализацию определенных мотивационных линий обвиняемого и проявление его индивидуально-психологических особенностей?

Какие мотивационные линии преобладали в поведении обвиняемого в исследуемой ситуации (сострадание, вражда, месть и т.д.).

 Экспертиза в отношении несовершеннолетних обвиняемых      

 

Объекты исследования

Несовершеннолетний обвиняемый (подсудимый) не страдающий психическим расстройством.

Материалы дела, содержащие общие психологические сведения о подэкспертном: данные об условиях развития, воспитания; обстоятельства, характеризующие его личность, ее направленность, жизненные цели, систему отношений; сведения о эмоциональных состояниях и особенностях реагирования, проявившихся в определенный период.

Медицинская документация, содержащая сведения о развитии несовершеннолетнего, перенесенных заболеваниях.

Заключение или справка психиатра о том, что несовершеннолетний психическим расстройством не страдает и на учете у психиатра не находится.

Типовые задачи (вопросы)

Имеются ли у несовершеннолетнего признаки не связанного с психическим расстройством отставания в психическом развитии и в чем они выражаются?

С какими причинами связано отставание несовершеннолетнего в психическом развитии?

Учитывая уровень психического развития, индивидуально-психологические особенности несовершеннолетнего обвиняемого и конкретные обстоятельства дела, мог ли он при совершении инкриминируемого ему деяния в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий?

Учитывая уровень психического развития, индивидуально-психологические особенности несовершеннолетнего и конкретные обстоятельства дела, мог ли он при совершении инкриминируемого ему деяния в полной мере руководить своими действиями?

 Экспертиза в отношении свидетелей и потерпевших        

 

Объекты исследования

Свидетель или потерпевший.

Материалы дела, содержащие общие психологические сведения о подэкспертном, особенностях его состояния и поведения в период, представляющий интерес для следствия.

Сведения об объективных особенностях ситуации восприятия свидетелем (потерпевшим) фактов и событий, о которых даются показания.

Данные о взаимоотношениях свидетеля (потерпевшего) с фигурантами дела, взаимодействии в криминальной ситуации.

Данные о полученных потерпевшим телесных повреждениях.

Типовые задачи (вопросы)

Имеются ли у свидетеля (потерпевшего) индивидуально-психологические особенности (в том числе особенности восприятия, внимания, мышления, памяти, речи), которые могли существенно снижать качество восприятия, запоминания и воспроизведения им важной для дела информации?

Имеются ли у свидетеля (потерпевшего) признаки отставания в психическом развитии, существенно влияющие на способность правильно воспринимать, запоминать и воспроизводить информацию?

Учитывая особенности психической деятельности свидетеля (потерпевшего), его состояние в период восприятия интересующих следствие событий и конкретные условия восприятия, мог ли он правильно воспринимать обстоятельства дела?

Учитывая особенности психической деятельности свидетеля (потерпевшего), его состояние в период восприятия интересующих следствие событий и конкретные условия восприятия, мог ли он правильно воспринимать обстоятельства дела?

Способен ли свидетель (потерпевший) давать правильные показания в настоящее время?

Мог ли свидетель (потерпевший) давать правильные показания об интересующих следствие обстоятельствах?

Имеются ли у свидетеля (потерпевшего) какие-либо индивидуально-психологические особенности (напр., повышенная внушаемость, склонность к фантазированию, зависимость и др.), которые могли существенно повлиять на его способность правильно воспринимать обстоятельства, запоминать и давать правильные показания?

Какие психологические факты могут свидетельствовать в пользу достоверности показаний свидетеля (потерпевшего), а какие — против?

 Экспертиза в отношении потерпевших по делам о сексуальных преступлениях      

Объекты исследования

Потерпевший.

Данные о полученных телесных повреждениях, повреждениях одежды (заключения СМЭ, протоколы осмотров, свидетельства).

Материалы дела, содержащие общие психологические сведения о потерпевшей (потерпевшем), особенностях развития, воспитания, специфическом (сексуальном) жизненном опыте; данные о состоянии, внешнем виде, поведении в период преступления, а также до и после него.

Сведения об особенностях криминальной ситуации (месте происшествия, личности обвиняемого (обвиняемых), его действиях и поведении, поведении третьих лиц).

Данные о взаимоотношениях потерпевшего с обвиняемым (обвиняемыми).

Типовые задачи (вопросы)

Выявление признаков отставания в психическом развитии, определение влияния отставания на психическую деятельность в исследуемый период.

Установление способности адекватно воспринимать внешнюю сторону событий.

Установление способности воспринимать внутреннее содержание действий сексуального характера.

Выявление индивидуально-психологических особенностей, существенно повлиявших на поведение потерпевшего в период совершения в отношении него противоправных действий (а также до и после этого).

Установление способности оказывать сопротивление действиям виновного.

Соответствие содержания показаний потерпевшего о его поведении в исследуемой ситуации присущим ему индивидуально-психологическим особенностям.

Установление состояния, оказавшего существенное влияние на поведение и способность оказывать сопротивление.

Выявление особенностей развития и индивидуально-психологических свойств и качеств, способствовавших виктимному поведению жертвы.

 

  Экспертиза по фактам гибели (самоубийства)      

 

Объекты исследования

Любые источники информации, закрепленные в материалах дела, содержащие сведения:

- о психической деятельности погибшего (его действиях, поведении, состоянии, контактах и мн.др.),

- обстоятельствах гибели, причине смерти,

- а также материалы, характеризующие погибшего, его социальную среду, условия развития, связи и отношения,

- данные, раскрывающие индивидуально-психологические особенности, систему ценностей, склонности, интересы, установки и т.д.

Такими источниками информации могут быть:

- показания свидетелей — близких, родственников, друзей, сослуживцев, очевидцев, прочих;

- протоколы следственных действий,

заключения экспертиз, справки, истории болезни, другая меддокументация,

послужные списки,

- протоколы психологического обследования (для военнослужащих),

- приобщенные к делу предсмертные записки, письма, дневники, рисунки, иные продукты творчества.

Типовые задачи (вопросы)

Установление внешних и внутренних факторов суицидального риска.

Установление эмоционального состояния жертвы в период, предшествовавший гибели.

Проведение психологического анализа ситуации, разрешившейся суицидом (явным, неявным).

Установление возможных причин суицидального поведения, его связи с конкретными обстоятельствами.

Установление причинно-следственной связи между определенными действиями конкретного лица (или ряда лиц) и психическим состоянием погибшего в период, предшествовавший самоубийству (при подозрении на доведение).

Дополнительные задачи по фактам суицидов несовершеннолетних:

какие возрастные и индивидуальные особенности несовершеннолетнего могли повлиять на восприятие им ситуации, принятие решения, осознание последствий;

мог ли несовершеннолетний в полной мере понимать характер и значение своих действий и руководить ими.

 Экспертиза по делам о возмещении морального вреда      

 

Объекты исследования

Личность потерпевшего (истца).

Ситуация социального взаимодействия потерпевшего с причинителем вреда.

Психическое состояние потерпевшего.

Иск о возмещении морального вреда.

Материалы дела и приобщенные к ним документы, имеющие отношение к факту причинения вреда (свидетельства, справки, меддокументация, заключения экспертиз, др.).

Типовые задачи (вопросы)

Определение качества негативных субъективных переживаний потерпевшего и его психического состояния.

Установление факта изменения психического состояния потерпевшего в период, последовавший после виновных действий (бездействия) причинителя вреда.

Определение ценностей и отношений потерпевшего, наименее устойчивых к психотравмирующему воздействию.

Установление индивидуально-психологических особенностей потерпевшего, способствующих увеличению глубины и интенсивности его субъективных переживаний, как связанных с действиями виновного, так и с изменениями, за ними последовавшими.

Определение качественных изменений, произошедших в различных сферах жизнедеятельности потерпевшего с момента воздействия на него неблагоприятных событий.

Установление непосредственных и косвенных последствий действий причинителя вреда, происшедших в жизни потерпевшего и их влияния на его жизнедеятельность.

Установление наличия причинно-следственной связи изменений психического благополучия потерпевшего с конкретными жизненными обстоятельствами (в т.ч. обусловленными действиями виновного).

 Экспертиза по делам о признании недействительными сделок с пороками воли    

Объекты исследования

Личности субъектов спорного материального правоотношения.

Материалы дела и приобщенные к ним материалы, содержащие сведения о психической деятельности субъектов сделки, а также справки, истории болезни, иная меддокументация.

Сведения о природе сделки, ее предмете, условиях заключения.

Фактические данные о ситуации спорного правоотношения.

Типовые задачи (вопросы)

Установление способности дееспособного лица при заключении сделки понимать значение своих действий.

Установление способности дееспособного лица при заключении сделки руководить своими действиями.

Определение состояния стороны сделки в момент ее совершения и влияния этого состояния на способность осознавать фактическое содержание своих действий и волевое управление ими (влияния на полноценность волеизъявления).

Установление психологических факторов, влияющих на формирование у агента сделки неправильного представления о сделке.

Определение структуры и содержания основных мотивационных линий сторон сделки (агента и контрагента — истца и ответчика).

Определение личностной значимости для потерпевшей стороны обстоятельств, при которых была заключена сделка.

Психологический анализ поведения обеих сторон, определение степени осознанности и свободы действий.

 Экспертиза по делам, связанным со спорами о праве на воспитание детей    

 

Объекты исследования

Личность ребенка.

Личности родителей (воспитателей).

Детско-родительские отношения.

Внутрисемейные отношения (мать-отец, ребенок — братья, сестры, прочие члены семьи, отчим, мачеха).

Ситуация развития.

Все материалы дела, содержащие фактические данные об объектах исследования.

Типовые задачи (вопросы)

Определение степени привязанности ребенка к каждому из родителей (к другим членам семьи).

Исследование особенностей психического развития ребенка, его индивидуально-психологических свойств и качеств.

Исследование индивидуально-психологических особенностей родителей, стиля воспитания, иерархии ценностей и основных мотивационных линий поведения, влияющих на всестороннее развитие ребенка.

Установление психологически целесообразного места проживания ребенка.

Установление психологически целесообразного порядка участия родителей в воспитании.

Установление психологических факторов целесообразности усыновления.

Выявление недопустимых с точки зрения соблюдения прав ребенка форм обращения и способов воспитания (пренебрежения, жестокости, насилия, эксплуатации и пр.).

Определение влияния семейного конфликта на эмоциональное состояние и психическое развитие ребенка.

 Экспертиза по фактам аварий на транспорте и производстве      

 

Объекты исследования

Человек (как носитель психического), его психическая деятельность в конкретной ситуации деликта.

Содержание профессиональных функций.

Ситуация деятельности.

Материалы дела, содержащие общие психологические сведения о подэкспертном.

Типовые задачи (вопросы)

Какие индивидуально-психологические особенности могли повлиять на качество исполнения профессиональных функций (в т.ч. восприятие и оценку обстоятельств, принятие решения и его реализацию)?

В каком психическом (эмоциональном) состоянии находился оператор (водитель) в период, относящийся к аварии, и как это состояние повлияло на его психическую деятельность?

Соответствовали ли психологические и психофизиологические особенности оператора (водителя) требованиям экстремальных условий функционирования или нервно-психическим перегрузкам при управлении современной техникой?

Способен ли был оператор (водитель) предвидеть наступление опасных последствий своих действий (бездействия), принять правильное решение по предотвращению этих последствий и реализовать его, контролируя ход реализации?

Смотрите также