+7 (343) 382-19-07, +7 (922) 199-93-20, +7 (912) 686-36-36

Офис: г. Екатеринбург, ул. Белинского 55-305,

Для писем: 620075, г. Екатеринбург, ул. Розы Люксембург 37-300. 

[1] статья опубликована в журнале «Религия и право», 2009, № 4
КОЖЕВНИКОВА АНАСТАСИЯ ГЕННАДЬЕВНА,
преподаватель кафедры предпринимательского права
Уральской государственной юридической академии

До революции 1917 года российские религиозные организации и, главным образом, православная церковь обладали обширным имуществом, в их собственности были производственные предприятия, земли, денежные средства, здания и комплексы молитвенного назначения, богадельни, приюты, произведения искусства, учебные и доходные заведения и другое движимое и недвижимое имущество. Всего этого они были полностью лишены по декрету советской власти от «20» января 1918 г. Революционный характер декрета отрицал компромисс государства и церкви. Декрет начинался словами: «Никакие церковные и религиозные общества не имеют права владеть собственностью. Прав юридического лица они не имеют» [2]. Теперь декрет утратил силу, религиозные организации обрели правоспособность юридических лиц, но государство сохраняет за собой права владения, пользования и распоряжения имуществом, которым оно завладело в 1918 г. Надо признать, что за последние 10 лет многие здания, сооружения и предметы религиозного назначения были переданы в пользование религиозным организациям, но право собственности на них осталось у государства [3].

За последние годы вопросы, связанные с имущественными правами религиозных организаций, являются наиболее актуальными в области взаимодействия государства и религиозных объединений. Процесс правового регулирования передачи имущества религиозным организациям активно обсуждался на протяжении последних лет и был обусловлен серьезными изменениями государственно-конфессиональных отношений.

В Российской Федерации согласно пункту 2 статьи 8 Конституции Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности [4].

Рассмотрим «особую форму собственности религиозных организаций» [5] и основания ее приобретения.

Первыми юридическими актами, инициирующими процесс передачи религиозным организациям национализированного имущества, был принятый в 1990 г. Закон РСФСР «О свободе вероисповедания» [6] и Закон «О собственности в РСФСР», [7] допускающие нахождение в собственности религиозных объединений зданий, строений, предметов культа, объектов производственного, социального, благотворительного, культурно — просветительного назначения приобретенных религиозными объединениями за счет собственных средств, пожертвований, завещаний граждан или переданных государством.

Распоряжением Президента Российской Федерации   от  «23»  апреля  1993 г. № 281 — рп «О передаче религиозным организациям культовых зданий и иного имущества» Правительству Российской Федерации поручено осуществить   поэтапную передачу в собственность или пользование религиозным  организациям  культовых зданий,  строений  и  прилегающих  к  ним территорий и иного имущества религиозного назначения, находящихся в федеральной собственности, для использования  в  религиозных,  учебных,  благотворительных  и  других уставных целях, связанных с деятельностью конфессий [8]. Этим же распоряжением Правительству предложено определить сроки, порядок и условия передачи культовых зданий и иного имущества.

Во исполнение названных законов и распоряжения Президента, Правительством Российской Федерации был утвержден Временный порядок передачи религиозным объединениям относящегося к федеральной собственности имущества религиозного назначения [9]. Культовые здания и иное имущество религиозного назначения, относящиеся к федеральной собственности, передавались религиозным объединениям в собственность либо пользование. При этом, имущество, состоящее на государственной охране или учете как памятники истории и культуры, могло передаваться религиозным объединениям в пользование, а также использоваться совместно с учреждениями и организациями культуры. В случае такой безвозмездной передачи между религиозным объединением, получающим в пользование указанное имущество, и государственным органом охраны памятников истории и культуры, независимо от балансовой принадлежности памятника, заключается соответствующий охранный договор. Вместе с тем, памятники истории и культуры, состоящие в числе особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а также находящиеся в их фондах и коллекциях, передаче религиозным объединениям не подлежали. Религиозные объединения могли пользоваться указанными объектами на основе специального соглашения с учреждениями и организациями культуры.

Спустя год, после утверждения Временного порядка передачи религиозным объединениям имущества религиозного назначения, Правительство Российской Федерации утвердило новый порядок передачи религиозным объединениям в собственность, пользование либо совместное с учреждениями и организациями культуры Российской Федерации пользование относящихся к федеральной собственности культовых зданий, строений с прилегающими к ним территориями и иного движимого и недвижимого имущества религиозного назначения, включая памятники истории и культуры [10]. Новый порядок так же как и прежний предусматривал три вида передачи имущества религиозным объединениям — в собственность, в пользование и в совместное пользование с учреждениями и организациями культуры. По этому Порядку принятие решений по передаче имущества в пользование было возложено на два федеральных органа исполнительной власти: передачу в пользование либо совместное пользование памятников истории и культуры осуществляло Министерство культуры, а имущества, относящегося к федеральной собственности, но не являющегося памятником истории и культуры, —  Государственный комитет по управлению государственным имуществом (в настоящее время – Федеральное агентство по управлению государственным имуществом Российской Федерации). Вместе с тем,  в Приказе Министерства культуры Российской Федерации  «О передаче религиозным объединениям имущества религиозного назначения» [11] устанавливался совместный порядок оформления Министерством культуры и Государственным комитетом по управлению государственным имуществом, передачи религиозным организациям имущества являющегося памятником истории и культуры. Так, например, Министерством культуры и Государственным комитетом по управлению государственным имуществом было принято «31» декабря1999 г. совместное Распоряжение № 325/1763-р о передаче в безвозмездное пользование Духовному управлению мусульман Карачаево-Черкессии и Ставропольского края здания «Мечеть», являющегося памятником истории и культуры федерального значения.

Передача имущества в собственность религиозным объединениям, согласно рассматриваемому Постановлению, осуществлялась Правительством Российской Федерации. При этом особо ценные объекты культурного наследия народов Российской Федерации передаче в собственность религиозным объединениям не подлежали.

Недоработкой Постановления № 248 от «14» марта1995 г. было отсутствие детально разработанного механизма принятия решения о передаче имущества, в том числе при определении полномочий федеральных органов исполнительной власти по реализации поставленных задач.

Указом Президента Российской Федерации от «14» марта 1996 г. № 378 «О мерах по реабилитации священнослужителей и верующих, ставших жертвами необоснованных репрессий» осужден многолетний террор в отношении священнослужителей и верующих всех конфессий [12]. Правительству Российской Федерации и другим федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления указано оказывать помощь верующим в восстановлении культовых зданий, возврате имущества, изъятого из церквей, мечетей, синагог и других культовых учреждений. Кроме того, согласно Заключению № 193 Парламентской ассамблеи Совета Европы по заявке России на вступление в Совет Европы от «25» января 1996 г. Российская Федерация приняла на себя обязательства в кратчайшие сроки возвратить собственность религиозных организаций [13].

В настоящее время порядок передачи религиозным организациям в собственность либо пользование недвижимого и движимого имущества религиозного назначения определен Постановлением Правительства Российской Федерации «О порядке передачи религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения» от «30» июня 2001 г. № 490 [14].

Данное Постановление предусматривает возможность передачи религиозными организациями федерального имущества как в пользование, в том числе в совместное  с организациями культуры, так и в собственность.

Передача религиозным организациям имущества в собственность осуществляется Федеральным агентством по управлению государственным имуществом (или его территориальные органы) на основании решения Правительства Российской Федерации.

Наглядным примером может служить Распоряжение Правительства Российской Федерации от «06» ноября 2008 г. № 1627-р1. На основании данного распоряжения безвозмездно переданы в собственность Калужской епархии Русской православной церкви для использования в соответствии с целями деятельности епархии, определенными ее уставом, находящихся в федеральной собственности объекты религиозного назначения, расположенных в г. Калуге и Калужской области, в состав которых вошла Церковь Косьмы и Дамиана, 1794 г., Церковь Покрова на рву, 1687 г. [15]

Если же имущество религиозного назначения, отнесено к памятникам истории и культуры федерального (общероссийского) значения, то оно передается в пользование Федеральным агентством по управлению государственным имуществом по согласованию с Министерством культуры Российской Федерации, а недвижимого имущества религиозного назначения, отнесенное к памятникам истории и культуры местного значения, а также включенного в список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность по согласованию с государственными органами охраны памятников истории и культуры субъектов Российской Федерации. Музейные предметы и музейные коллекции, а также архивные документы, входящие в соответствующие составы государственных Музейных или Архивных фондов Российской Федерации могут быть переданы в пользование на определенный срок, либо на период существования религиозной организации, а также могут быть предоставлены ей в совместное с иными организациями использование.

Основным условием определения федерального недвижимого имущества в качестве объекта передачи религиозным организациям является его «религиозное назначение»; это здания, построенные для совершения религиозных обрядов (церкви, монастыри, мечети, синагоги), религиозного образования (духовные семинарии, медресе), здания и строения, обеспечивающие осуществление богослужений. При этом, действующие законодательство без разъяснений и с разночтениями оперирует такими понятиями как «имущество богослужебного назначения» и «имущество религиозного назначения», «имущество, используемое для осуществления религиозной деятельности», «здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения».

Такое положение приводит к нечеткости понимания вопросов, связанных с имуществом религиозных организаций. При обращении, в уполномоченный орган, религиозных организаций с просьбой передать имущество в собственность или пользование, последние сталкиваются с отказом в согласовании передачи таких объектов как монашеские кельи, подсобки, сторожки, ограды, гаражи и пр., поскольку по – убеждению территориальных органов Росимущества, указанные объекты не являются имуществом религиозного назначения.

Вместе с тем, пункт 1 рассматриваемого Постановления допускает передачу не только «непосредственно» имущества религиозного назначения, но и имущества «обеспечивающего богослужения». Представляется, что здания богадельни, служебные постройки, подворья церкви и дома священников, сторожки и гаражи могут быть отнесены именно к имуществу, в которых хотя и непосредственно не совершаются богослужения, но которые используются для обеспечения религиозной деятельности.

Отсутствие четких формулировок вышеуказанных понятий приводит к возникновению споров между религиозными организациями и органами государственной и муниципальной власти. Так, например, налоговая инспекция провела проверку соблюдения налогового законодательства религиозной организации. В ходе проверки установлено, что организация в проверяемый период изготовляла и реализовывала кондитерские изделия. Инспекция считала, что в данном случае имела место реализация кондитерских изделий, которая подлежит обложению налогом на добавленную стоимость и налогом с продаж. Религиозная организация полагала обратное, что не должна уплачивать налог и привлечение организации к налоговой ответственности является незаконным. Федеральный арбитражный суд Северо-западного округа, признавая недействительным решение Инспекции Министерства по налогам и сборам о доначислении религиозной организации налога с продаж и налога на добавленную стоимость, указал, что поскольку реализуемые через розничную торговлю кондитерские изделия после изготовления проходят обряд освящения, то они являются предметами культа и не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость и налогом с продаж [16].

От ответа на вопрос, каково назначение имущество зависит, надо ли платить налог с этого имущества, по какому тарифу оплачивать жилищно-коммунальные услуги, получит ли религиозная организация в собственность либо в пользование это имущество и на каких условиях и т.д.

Актуальным остается вопрос о сохранении статуса религиозного назначения здания, если оно, например,  пострадало в период Великой Отечественной войны, претерпело изменения в результате капитальных ремонтов, перепланировок и иных «переустройств».

В одном из Постановлений Федеральный арбитражный Северо-Кавказского округа, проверяя законность вступивших в законную силу судебных актов указал, что нет оснований считать имущество религиозного назначения. Из материалов дела следует, что «13» июня 1909 г. Ставропольская городская управа приняла постановление об отводе Ставропольскому молитвенному обществу места, расположенного на Александровской площади рядом с синагогой, для постройки еврейского училища. Здание первоначально предназначалось для совершения и обеспечения богослужений, молитвенных и религиозных собраний, других религиозных обрядов и церемоний, а также профессионального религиозного образования. В деле имеются документы, свидетельствующие о том, что в годы войны здание подверглось значительным разрушениям и вновь было отстроено и введено в эксплуатацию в 1947 г. В послевоенное время здание использовалась под складские помещения, в дальнейшем в результате капитальных ремонтов претерпело значительные изменения. Материалами дела подтверждено, что вследствие реконструкции строение полностью переоборудовано снаружи и внутри [17].

Вторым условием определения федерального недвижимого имущества в качестве объекта передачи религиозным организациям является его принадлежность религиозной организации. Одним из документов, прилагаемых к обращению религиозной организации о передаче имущества, является историко-архивные или иные документы о конфессиональной принадлежности имущества (подпункт «в» пункта 7 рассматриваемого Постановления). Однако, в настоящее время после годов советской власти, когда здания церквей, православных школ и прилегающих к ним строения конфисковались государством, а архивы монастырей сжигались, трудно порой представить документальное подтверждения (схемы, чертежи, отводы, планы застройки и пр.) религиозной принадлежности испрашиваемого имущества.

Оставляя без изменения судебные акты, Федеральный арбитражный суд Уральского округа указал. Прокурор Курганской области в интересах Свято-Успенского Далматовского мужского монастыря обратился в арбитражный суд с иском к ТОО Совхоз «Далматовский» о признании права собственности на два кирпичных оспариваемых дома и об истребовании их. Решением, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда, в иске отказано. Согласно плану застройки монастыря, в крепостных стенах монастыря расположены объекты недвижимости. За пределами крепостных стен находится задний двор, на котором располагались амбары, конюшни и три дома, в том числе два кирпичных — спорных дома. В 30-х годах здание монастыря и прилегающие к нему строения были конфискованы государством, однако, данных о том, входили ли эти два спорных дома в состав конфискованного имущества монастыря — нет. Два спорных кирпичных здания были выстроены в 1644 г., право собственности на них утрачено в 30-е годы, в установленном порядке здания в собственность Свято-Успенскому Далматовскому мужскому монастырю не передавались, следовательно, оснований приобретения права собственности в порядке статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации у религиозной организации не имеется [18].

Действующий в России Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» [19] различает религиозные организации и религиозные группы. Между ними имеется существенное различие, оно относится к содержанию их правового положения. Религиозные организации регистрируются государственными органами, получают статус юридического лица, имеют имущественные права, в том числе право собственности, и на общих основаниях выступают в гражданском обороте с учетом особенностей, закрепленных их внутренними правилами, традициями и канонами. Другой разновидностью объединения являются религиозные группы, которые не имеют государственной регистрации, не пользуются правоспособностью юридического лица и не могут выступать субъектами правоотношений. В соответствии с подпунктом «а» рассматриваемого пункта 7 Постановления, к обращению религиозной организации прилагается нотариально заверенные копии устава и документа, подтверждающего факт внесения записи о религиозной организации в Единый государственный реестр юридических лиц. Указанные в совокупности требования (подпункт «а» и «в» пункта 7 Постановления) направлены на попытку предотвращения возможности передачи так называемым «не традиционным» конфессиям имущества религиозного назначения. «Очень важно, — по словам  Директора правозащитного центра ВРНС Романа Силантьеав, — давать землю и другую недвижимость в собственность именно традиционным религиозным организациям. Все же у нас есть множество новых религиозных организаций, которые никогда не были собственниками, и у которых ничего никто не отбирал. Секты не могут претендовать на землю и недвижимость … в противном случае государство получит анклавы сект, куда и милиция с трудом сможет иметь доступ в связи со статусом частной собственности. Что там будет твориться, подсказывает опыт ряда зарубежных стран, за которыми далеко ходить не надо». [20] «При передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения нельзя не учитывать характер религиозной деятельности, общественное признание, численность внутренних подразделений организации, исторические корни, роль в становлении духовности и культуры в России» [21].

Положения рассматриваемого Постановления вызывают также следующие затруднения применения.

Во-первых, указанное Положение определяет порядок передачи религиозным организациям федерального имущества. Постановление носит лишь рекомендательный характер для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при решении вопроса о передаче находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности имущества религиозного назначения. На практике православные приходы на местах сталкиваются с отказом в решении вопроса о передаче имущества религиозного назначения со ссылкой на то обстоятельство, что не утвержден порядок передачи имущества религиозного назначения, находящегося в муниципальной собственности.

Так, например, только в отдельных регионах и муниципалитетах приняты  соответствующие акты: Законодательным Собранием Санкт – Петербурга в феврале 2006 г. был принят Закон, регламентирующий порядок передачи в собственность религиозных организаций имущества религиозного назначения, находящегося в государственной собственности Санкт — Петербурга [22], вслед за названным Законом было принято Постановление Правительства Санкт – Петербурга о мерах по реализации вышеупомянутого Закона [23], Решением Екатеринбургской городской Думы от «22» июня 1999 г. № 66/3 было утверждено Положение, определяющее единый на территории города Екатеринбурга порядок передачи в собственность или в безвозмездное пользование религиозным объединениям движимого и недвижимого имущества (имущественных комплексов) религиозного назначения, находящегося в собственности города Екатеринбурга [24].

Во — вторых, в Постановлении Правительства Российской Федерации от «30» июня 2001 г. № 490 «О порядке передачи религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения» говорится не только о передаче зданий и сооружений, но также о передаче земельных участков, что полностью согласовывается с нормами статьи 271, 273 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации, регламентирующие единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов. Таким образом, исходя из названного принципа «единого объекта», необходимо оформляться передачу религиозным организациям указанных земельных участков в рамках одного распоряжения о передаче «наземных» объектов недвижимости религиозного назначения. В противном случае складывается ситуация, когда сначала выходит распоряжение о передаче религиозным организаций зданий, строений, сооружений, а затем о передаче земельных участков, на которых находятся переданные объекты недвижимости, что существенно усложняет (как по срокам, так по пакету документов, представляемых при обращении) процедуру передачи недвижимости в собственность или пользование.

Важность решения вопроса передачи «наземных» объектов недвижимого имущества теснейшим образом связана с правом религиозных организаций на земельные участки. Следует отметить, что благодаря внесению изменений в статью 2 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» [25] и статью 10 Федерального закона «О обороте земель сельскохозяйственного назначения» [26] у Русской Православной Церкви и других религиозных организаций появилась возможность для получения земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в собственность, но только в случае предоставления ранее религиозным организациям на праве постоянного (бессрочного) пользования таких земельных участков. Если же земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения находится в государственной или муниципальной собственности, то религиозной организации он может быть представлен только в аренду. При этом  выкуп арендуемого земельного участка в собственность не допускается. Кроме того, указанные изменения обязали религиозные организации, в случае нахождения в собственности зданий, строений, сооружений, до «01» января 2010 г. переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на которых расположены указанные объекты на право аренды, право безвозмездного срочного пользования или приобрести земельные участки в собственность.

В — третьих, передача в пользование имущества религиозного назначения, согласно пункту 6 рассматриваемого Постановления осуществляется по договору, оформляемому в соответствии с законодательством Российской Федерации. Вместе с тем, на практике «оформление в соответствии с законодательством Российской Федерации» вызывает некоторые затруднения со стороны регистрирующего органа [27] при государственной регистрации права безвозмездного пользования религиозной организацией объектом недвижимости.

В силу пункта 1 статьи 164 Гражданского кодекса Российской Федерации сделки с землей и другим недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в случаях и в порядке, предусмотренных статьей 131 настоящего Кодекса и законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Согласно пункт 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Отдельные положения Гражданского кодекса Российской Федерации содержат обязательное требование о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок [28]. Однако, Гражданским кодексом Российской Федерации не установлены требования об обязательной государственной регистрации договора безвозмездного пользования (как сделки). Вместе с тем, статья 4 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» [29] содержит требование об обязательной государственной регистрации ограничения (обременения) права на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления.

Таким образом, в силу статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 4 названного Закона право пользования, возникающее на основании договора безвозмездного пользования, является ограничением (обременением) права собственности и подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре прав как ограничение (обременение). Государственная регистрация ограничений (обременений) права собственности и иных вещных прав правами третьих лиц может проводиться по инициативе правообладателей или приобретающих указанные права лиц, при обязательном уведомлении правообладателя о зарегистрированном ограничении (обременении) (пункт 2 статьи 13 указанного Закона). Таким образом, в случае, если право безвозмездного пользования возникает на основании акта государственного органа или акта органа местного самоуправления, заявление о государственной регистрации права может быть подано религиозной организацией самостоятельно, без совместного, с принявшим распоряжение органом, обращения.

В – четвертых, особого внимания требует рассмотрение вопроса по безвозмездной передаче имущества религиозного назначения, закрепленного за государственными и муниципальными органами или организациями (музеями, библиотеками и иным культурными учреждениями).

Если федеральное имущество, согласно подпункту «б» пункта 7 Постановления Правительства Российской Федерации от «30» июня 2001 г. № 490 «О порядке передачи религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения», обременено правами третьих лиц, требуется обязательное письменное мнение (согласие или несогласие) указанных лиц о передаче имущества религиозной организации. К таким лицам следует отнести прежде всего федеральные государственные унитарные предприятия, казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество религиозного назначения, предполагаемое к передаче, закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. При отсутствии согласия субъектов права хозяйственного ведения или оперативного управления на передачу соответствующего имущества его изъятие в указанных целях возможно только по основаниям предусмотренным в статье 296 Гражданского кодекса Российской Федерации (как излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество). Следует также отметить, что согласно статье 53 «Основ законодательства Российской Федерации о культуре» [30], при передаче здания, в котором размещена организация культуры, другим предприятиям, учреждениям и организациям (в том числе религиозным) государственные органы, осуществляющие передачу, обязаны предварительно предоставить организации культуры равноценное помещение. При этом не исключено, что в государственной (муниципальной) собственности может отсутствовать недвижимость для размещения соответствующих учреждений и предприятий, в таких случаях необходимо либо строить, либо приобретать новый объект.

Таким примером правоприменительной практике может служить следующий случай. Государственное учреждение культуры «Костромской объединенный историко-архитектурный  музей-заповедник «Ипатьевский монастырь» оспаривая  в арбитражном суде Распоряжение Федерального агентства по управлению федеральным имуществом «О передаче Костромской епархии русской православной Церкви в безвозмездное пользование здания, помещения и сооружения, находящиеся в федеральной собственности и являющиеся объектами культурного наследия религиозного назначения, входящие в архитектурный комплекс памятника истории и культуры федерального (общероссийского) значения «Свято – Троицкий Ипатьевский монастырь» от «02» сентября 2004 г. № 297-р, ссылалось, в том числе на не соответствия оспариваемого Распоряжения рассмотренной выше норме «Основ законодательства Российской Федерации о культуре» (пункт 7 статьи 53). Отказывая в удовлетворении исковых требований Арбитражный суд г. Москвы указал. Названная норма права регулирует взаимоотношения организаций культуры с организациями иных областей деятельности и предусматривает обязанность государственного органа предоставить равноценное помещение, в случае передачи иным организациям здания, в котором размещена организация культуры. Обстоятельства связанные с неисполнение или ненадлежащим исполнением данной обязанности, не влияют на право собственника отказаться от дальнейшего предоставления имущества в безвозмездное пользование и распорядиться этим имуществом по своему усмотрению. Заявитель не лишен возможности в установленном законом порядке урегулировать вопросы, связанные с исполнением обязанности, предусмотренной пунктом 7 статье 53 «Основ законодательства Российской Федерации о культуре». Оспариваемое распоряжение соответствует требованиям законодательства, в частности регулирующего основания и порядок передачи религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения [31].

Опыт применения вышерассмотренных нормативно-правовых актов, регулирующих отношения, возникающие при безвозмездной передаче имущества религиозного назначения, в том числе культовых зданий и сооружений религиозным организациям, и в частности, Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня2001 г. № 490 «О порядке передачи религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения» выявили необходимость законодательно установить следующие важные аспекты реализации прав религиозных организаций: определение понятия имущества религиозного назначения; особенности распоряжения объектами, неразрывно связанными (по территориальному, архитектурному, функциональному и иным признакам) с объектами религиозного назначения, подлежащими передаче; порядок инициирования передачи объектов: ходатайство религиозной организации и требования к составу прилагаемых к нему документов, в том числе подтверждающих право религиозных организаций на получение имущества, исчерпывающий перечень документов, необходимых для передачи имущества религиозного назначения; неразрывность связи земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости религиозного назначения; особенности передачи объектов культурного наследия, случаи правомерного прекращения права хозяйственного ведения или права оперативного управления предприятий и учреждений на передаваемое религиозным организациям имущество, установления единого порядка передачи религиозного имущества, как из федеральной, так и из региональной и муниципальной собственности.

Кроме того, в соответствии пунктом 4 статьи 3 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» [32] порядок безвозмездной передачи в собственность религиозных организаций имущества религиозного назначения должен определяться специальным федеральным законом. В настоящее время такой закон отсутствует.

Законодательство о религиозных объединениях с момента принятия в 1997 г. Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» развивалось за счет углубления и законодательного осмысления вопросов регулирования правоотношений в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также правового положения религиозных объединений, что отразилось в федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, актах Правительства России [33]. Законодательство продолжает пополняться новыми актами, связанными с развитием различных правоотношений, где проявляются особенности правового положения религиозных объединений. К слову сказать, такие слова как «религия» и «религиозный» встречаются более чем в 60 действующих федеральных законах и около 200 актах Правительства Российской Федерации.

В конце 2007 г. Правительством Российской Федерации была утверждена Концепция проекта Федерального закона «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» [34]. Концепция указанного проекта Федерального закона направлена на устранение пробела в действующем нормативном регулировании отношений по безвозмездной передаче имущества религиозного назначения, в том числе культовых зданий и сооружений, религиозным организациям. Законопроект предполагает устранить имеющиеся пробелы в действующем законодательстве, а также облегчить доступ религиозным организациям к имуществу религиозного назначения для осуществления своих функций, снять остроту проблемы передачи имущества, которое уже используется.

На основе рассматриваемой концепции Министерство экономического развития Российской Федерации подготовила проект Федерального Закона «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения», согласно которому зарегистрированные в Российской Федерации конфессии смогут получить как в собственность, так и в безвозмездное пользование имущество: здания, строения, сооружения, в том числе культовые, земельные участками и другое недвижимое и движимое имущество.

Конечно, от разработки законопроекта и до его принятия Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в окончательной редакции, подписания и обнародования Президентом Российской Федерации много воды утечёт, и что из этого в конечном итоге выйдет Бог весть!


[2]  «О свободе совести, церковных и религиозныхобществах»: Декрет Совета Народных Комиссаров от 20.01.1918 г. \\ СУ РСФСР, 1918, № 18

[3] Например, начиная с 1992 г., в Нижегородской области было передано в безвозмездное пользование религиозным конфессиям 153 объекта, являющихся памятниками истории и культуры, в том числе 40 федерального и 113 регионального значения // Официальный сайт Правительства Нижегородской области  http://www.government.nnov.ru

[4] Конституция Российской Федерации  // Российская газета, № 237, 25.12.1993.

[5] Параграф VII.4 (VII. Собственность) Основ социальной концепции Русской Православной Церкви: официальный документ утвержденный Освященным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, 2000 г. // Официальный сайт «Русская православная церковь» http://www.patriarchia.ru

[6]«О свободе вероисповеданий»: Закон РСФСР от 25.10.1990 № 267-1 (ред. от 27.01.1995) // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 1990, № 21, ст. 240, утратил силу в связи с принятием «О свободе совести и о религиозных объединениях»: Федеральный закон от 26.09.1997. № 125-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 29.09.1997, № 39, ст. 4465.

[7] «О собственности в РСФСР»: Закон РСФСР от 24.12.1990 № 443-1 (ред. от 24.06.1992, с изм. от 01.07.1994) // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР, 1990, № 30, ст. 416, утратил силу в связи с принятием «О введении в действие части первой Гражданского кодекса РФ»: Федеральный закон от 30.11.1994 № 52-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, № 32, ст. 3302.

[8] «О передаче религиозным организациям культовых зданий и иного имущества»: Распоряжение  Президента   Российской Федерации   от  23.04.1993 № 281 – рп // Собрание актов Президента и Правительства РФ, 26.04.1993, № 17, ст. 1455.

[9]«О порядке передачи религиозным объединениям культовых зданий и иного имущества религиозного назначения, относящегося к федеральной собственности»: Постановление Правительства РФ от 06.05.1994 № 466  // Собрание законодательства РФ, 23.05.1994, № 4, ст. 362.

[10] «О порядке передачи религиозным объединениям относящегося к федеральной собственности имущества религиозного назначения»: Постановление Правительства РФ от 14.03.1995 № 248 // Собрание законодательства РФ, 20.03.1995,№ 12, ст. 1059, утратило силу в связи с изданием «О порядке передачи религиозным организациям находящегося  федеральной собственности имущества религиозного назначения»: Постановления Правительства РФ от 30.06.2001 № 490. // Собрание законодательства Российской Федерации, 09.07.2001, № 28, ст. 2889.

[11]«О процедуре передачи религиозным объединениям имущества религиозного назначения»: Приказ Минкультуры РФ от 21.06.1995 № 442, в настоящее время не применяется в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 30.06.2001 № 490, признавшего Постановление Правительства РФ от 14.03.1995 № 248 утратившим силу и утвердившее Положение о передаче религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения.

[12] «О мерах по реабилитации священнослужителей и верующих, ставших жертвами необоснованных репрессий»: Указ Президента Российской Федерации от 14.03.1996 № 378  // Правовой портал «Предпринимательское право» http://www.businesspravo.ru

[13] Парламентская ассамблея Совета Европы. Заключение № 193 (1996) по Заявке России на вступление в Совет Европы. Страсбург, 25.01.1996 // Официальный сайт «Русская православная церковь» http://www.patriarchia.ru

[14]«О порядке передачи религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения»: Постановление Правительства РФ от 30.06.2001 № 490 // «Собрание законодательства РФ», 09.07.2001, № 28, ст. 2889,

[15] Официальный сайт Правительства Российской Федерации // http://www.government.ru/content

[16] Постановление Федерального арбитражного суда Северо-западного округа от 06.02.2002 № А42-6887/00-16-917/01 // Официальный сайт Высшего Арбитражного суда Российской Федерации http://www.arbitr.ru

[17] Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18.01.2005 № Ф08-6319/2004 // Официальный сайт Высшего Арбитражного суда Российской Федерации http://www.arbitr.ru

[18]Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 04.03.1997 № Ф09-89/97-ГК // Официальный сайт Высшего Арбитражного суда Российской Федерации http://www.arbitr.ru

[19]«О свободе совести и о религиозных объединениях»: Федеральный закон от 26.09.1997 №125-ФЗ //  Собрание законодательства Российской Федерации, 29.09.1997, № 39, ст. 4465.

[20]Силантьев Р. Нельзя допустить сектантских анклавов со своими законами. «REGIONS.RU» /Новости Федерации» // http://www.regions.ru/news

[21] Калинин В.Н. «Имущества и права религиозных организаций» // Журнал «Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование». № 1 (18) Март2004 г. С. 14.

[22] «О передаче в собственность религиозных организаций имущества религиозного назначения»: Закон Санкт – Петербурга  от 08.02.2006 г. // Официальный сайт «Русская православная церковь» http://www.patriarchia.ru

[23] 548  «О мерах по реализации Закона Санкт – Петербурга «О передаче в собственность религиозных организаций имущества религиозного назначения, находящегося в государственной собственности Санкт – Петербурга»: Постановление Правительства Санкт – Петербурга от 17.05.2007 г. // Официальный сайт «Русская православная церковь» http://www.patriarchia.ru

[24] «Об утверждении положения о порядке передачи религиозным объединения имущества религиозного назначения, находящегося в собственности города Екатеринбурга»: Решение Екатеринбургской городской Думы от 22.06.1999. № 66/3 (ред. от 10.06.2003) // Вестник Екатеринбургской городской Думы, 1996.

[25] Ст. 3 «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности»: Федеральный закон «от 24.07.2007 № 212-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 30.07.2007, № 31, ст. 4009.

[26] Ст. 3 «О внесении в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О введение в действие земельного кодекса Российской Федерации» и Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»: Федеральный закон от 03.10.2004 № 123-ФЗ // Российская газета, № 220, 07.10.2004.

[27] Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 12.06.2008 № 451 «О федеральной регистрационной службе», органом исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним является Федеральная регистрационная служба (Росрегистрация) и ее территориальные органы // Собрание законодательства Российской Федерации, 23.06.2008, № 25, ст. 2984.

[28] Например,  п. 2 ст. 609 Гражданского кодекса Российской Федерации содержит обязательное условие о государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества, заключенного на срок более года

[29] «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»: Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 28.07.1997, № 30, ст. 3594.

[30] «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» утв. Верховным Советом Российской Федерации 09.10.1992 № 3612-1 // Российская газета, № 248, 17.11.1992

[31] Решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.12.2004 по Делу А40 – 53253/04. Информационный банк решений арбитражных судов // Официальный сайт Высшего арбитражного суда Российской Федерации http://www.arbitr.ru

[32]«О приватизации государственного и муниципального имущества»: Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ // Парламентская газета, № 19, 26.01.2002

[33] Председатель Совета Федерации Сергей Миронов «Об актуальных вопросах развития государственно-конфессиональных отношений» // Официальный сайт «Совет Федерации» http://www.council.gov.ru

[34] Концепция проекта Федерального закона «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» // Интерфакс. Религия. Документы.  http://www.interfax-religion.ru